Как известно, в православной традиции почитается несколько сотен икон Богоматери, каждая из которых имеет особое наименование, свою историю и описания чудес и исцелений. Берущая начало в раннехристианском искусстве иконографическая традиция получила развитие в византийской культуре, где окончательно сформировались основные типы изображений. Впоследствии эти изображения продолжали развиваться в русской иконописи. Некоторые иконы Богоматери получали наименование по месту явления или нахождения, названия других передавали смысл изображения (такие как Оранта, Одигитрия или Елеуса), третьи представляли собой эпитеты Богоматери, которые заимствовались из гимнографии (церковной поэзии) – «Достойно есть», «О Тебе радуется», Утоли моя печали».
Одним из самых распространенных иконографических типов стал образ Богоматери Одигитрии держащей Младенца на левой руке, а правой указующей на своего Сына как на Спасителя и Искупителя. Согласно преданию, в константинопольском монастыре Одигон хранилась богородичная икона, написанная евангелистом Лукой при жизни Девы Марии. В источниках описан ряд чудес, явленных от этой святыни, самое знаменитое из которых – так называемое «вторничное чудо», когда большую тяжелую икону выносили из храма несколько человек, затем прикрепляли к спине одного из служителей, который с легкостью носил ее в течение длительного крестного хода.
На Руси почитается целый ряд списков Богоматери Одигитрии, прославившихся чудесами, о которых рассказывали посвященные им повести. Такие списки чудотворных икон традиционно называли по местам их обретения или тем городам, где они хранились: Тихвинская, Смоленская, Иверская.
Параллельно с иконографией Богоматери Одигитрии широко распространился другой тип ее изображения – Богоматерь Елеуса (в русскоязычной традиции – Умиление). На таких иконах Дева Мария прижимается своей щекой к щеке Младенца Христа. Именно к этому типу относится целый ряд особенно почитаемых на Руси богородичных икон – Владимирская, Донская, Толгская, Феодоровская.
Письменная фиксация истории прославленных икон легла в основу возникновения особого жанра древнерусской литературы – сказания о чудотворных и явленных иконах. Живописные сказания об иконах появились в русском искусстве начиная с XVI века. Самые ранние сохранившиеся иконы Богоматери с клеймами чудес – иконы Богоматери Тихвинской. На выставке представлено несколько образов Богоматери с историей обретения и чудесами: Тихвинская, Живоносный Источник, Феодоровская, Почаевская.
Помимо сказаний об иконах, начиная с XVI века русские иконописцы иллюстрировали богослужебные стихиры и гимны, посвященные Богоматери. Эту тему раскрывают несколько представленных на выставке икон, среди которых особую группу образуют достаточно редко встречающиеся изображения «Достойно есть», где последовательно в четырех сюжетах воспроизводятся четыре строки этой молитвы. Чаще мастера обращались к тексту Акафиста, сопровождая тот или иной образ Богоматери иллюстрациями кондаков и икосов, размещавшихся в клеймах на полях. Иногда строками Акафиста в качестве эпитетов надписывали различные иконографические изводы Богоматери, как на греческом образе XVIII века.
В XVIII–XIX веках, в эпоху Нового времени иконографическое творчество активно развивалось. Возникновение новых типов образов Богоматери могло быть обусловлено абсолютно разными причинами – это и личное благочестие, и значимые события в истории России. Например, молитвенное обращение к Богоматери рожениц и желание иметь образ, наделенный конкретной функцией, стало причиной создания икон Богоматери «Вспоможение в родах». Явления святой Девы во время Русско-японской и Первой мировой войн отражены в иконографии Богоматери Порт-артурской и Богоматери Августовской.
Особый раздел богородичной иконографии – изображения праздников. На выставке экспонируются несколько комплектов икон из иконостасов, а также иконы Покрова и несколько образов Рождества Христова разных иконографических традиций.
Стоит отметить уникальные иконы Богоматери Кипрской и четырехчастную, где представлены образы Богоматери Цареградской, Иерусалимской, Влахернской и Александрийской.
Значительная часть памятников выставляется и публикуется впервые. Этот богатый художественный материал позволит расширить наши знания о русском иконописании XV–XX веков.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.